Ирина Борисова (Петербург)


ДОСТОЕВСКИЙ ПО ТУ СТОРОНУ КОЦИТА: МУХА НА ЗАПАДЕ

(Дм. Савицкий на фоне Ф.М. Достоевского)
: Я много раз хотел сделаться насекомым.


Достоевский во многом оказался той плодородной почвой, которую эмигранты
захотели и смогли унести с собой, причем эмигранты отнюдь не только первой
волны, что активно изучается, но и третьей, об одном из представителей
которой, Дмитрии Савицком и пойдет речь. Дм. Савицкий, писатель и журналист,
ведущий передачи <49 минут джаза> и "ПариСкоп" на Радио Свобода,  живет и
работает во Франции с 1978 года.

В числе авторов, чье литературное наследие существенно для произведений Дм.
Савицкого, одним из первых стоило бы назвать Набокова, во многом
определяющего стилистику письма Савицкого. Однако вглядываясь в сюжетную
ткань рассказов и романов ДС, замечаешь, что именно Достоевский, его образы
и метафоры претворяются в сюжеты и мотивы Савицкого. Отцеубийство и
карамазовщина в иной стилистике преломляется в рассказе <Низкие звезды
лета>. Музыкальный эпизод в <Бесах>, интермедиально восходящий к <Битве при
Ватерлоо> Бетховена и комически обыгрывающий ее строение, развивается в
<Музыке в таблетках>. Многие рассказы и мотивы романов оказываются как бы
пролиферациями образов Достоевского, подтверждая излюбленную мысль Савицкого
о невозможности деления литературы (и писателей) на ту и эту, наших и не
наших, <география у них одна - язык> (об этом его эссе <Еще одна
импровизация на ужасно старую тему>).

Я остановлюсь сейчас на одном из самых известных образов Достоевского,
образе насекомого, прославленного, может быть, еще более чем самим автором,
кафкианским сюжетом, развившимся из этого mot. Рассказ <Западный берег
Коцита> предлагает неповторимую альтернативу фантастическому кафкианскому
образу.

Муха - это имя персонажа, бывшего работника крематория, оказавшегося в
эмиграции, в Америке и встречающегося с героем почти случайно в Париже.
Любопытна конструкция образа, от которого всячески отвлекает внимание
Натан-Наташа: Муха как бы уходит в тень, щедро отбрасываемую героиней,
меняющей пол.

Многоаспектность <мушиного дискурса> у Достоевского (на что недавно указал
Ханзен-Лёве), полисемантичность мухи как знака полноценно воплощается в
тексте рассказа Савицкого. Знаки инфернальности, с одной стороны,
мазохистское самоуничижение, с другой, и символ <любимой жертвы>, с
третьей, - такова, в общих чертах, <мухология> Достоевского. За ничтожностью
и пустячностью <образа мухи> стоят знаки и приметы иной действительности,
проявляющейся у Достоевского в символическом плане повествования, а у
Савицкого - в реальном. Невидимое у Достоевского становится видимым и
ощутимым у Савицкого. Проблемы второго плана, дискутируемые в научной
литературе (Тынянов, Вяч. Иванов, Берковский, Виролайнен) серьезно
проблематизируют эту иную реальность: литературное пародирование,
миф-архетип, исторический миф-прецедент, выступающие не альтернативами, а
дополнениями друг друга.

Встреча героя с Мухой отсылает к сценам встречи Мышкина и Рогозина с их
мистическим подтекстом встречи отправившейся в паломничество на землю души с
дьяволом - первым, кто ей встретился (Гончарова). Рассказ о Мухе щедро
живописует инфернальную реальность, которую Муха репрезентирует. <Работал
Муха в те времена в крематории и был сказочно богат>. Изначальный, еще
московский, <подсобный Персефоны> и <ударник инфернального труда>, он и в
<новой жизни>, на западном берегу Коцита, оказывается в инверсированном
мире, подсобным рабочим Наташи-Натана. И вновь - сказочные богатства (<Мои
друзья обернулись миллионерами>). В Наташе-Натане, все время недовольном,
мрачном, засыпающем, страдающим животом и проч., совмещаются черты Персефоны
и Аида в одном лице (<если раньше, думал я, в нем было что-то мужиковатое,
то теперь он смахивает на бабу:>). Натан и напрямую называется мертвецом: <у
него был вид утопленника>. Инфернальное пространство феминизируется, будучи
управляемо женщиной, хоть и притворяющейся мужчиной: у Натана длинные густые
ресницы, он клеится к <усачу> в баре, читает женские журналы, у него, как
полагает герой, сохранился в подавленной форме месячный цикл и т.д.

Здесь, между прочим, в подтексте просвечивает и еще один момент, указывающий
на Натана как на реинкарнацию инфернального. Еврей Натан, подвергшийся
остракизму со стороны своих родственников, почти и не жалеет об этом, так
как в противном случае ему пришлось бы сделать обрезание. Это не совсем
серьезно высказанное замечание, тем не менее, заставляет вспомнить о
средневековой европейской мифологии о евреях и, в частности, о том, что у
еврейских мужчин, очень женственных, была менструация. Поскольку образ еврея
в этой мифологии - это образ дьявола (см. знаменитую книгу Трахтенберга), то
и с этой стороны, Натан оказывается воплощением дьявола. Стоит напомнить и
об одном из имен сатаны - Вельзевул, переводимом как <повелитель мух> (в
этом смысле пара Натан-Наташа и Муха очевидно отсылает еще и к частому у
Достоевского образа паук и его жертвы мухи).

Характерная, от Достоевского происходящая, парижская <дурная жара> и пыль,
допекающая героев - её словно привезли собой Натан с Мухой: <Облако, жалкое
скопление паров, загородило июльское солнце. Рухнули стены и колонны,
растаяли контрфорсы, вместо торжественной архитектуры осталась висеть лишь
легкая пыль>. Савицкий отчетливо прорисовывает парижскую атмосферу
умышленного несуществующего двуличного города: <Сидя в полутьме бара, я
думал, что в такие дни солнце является единственной архитектура города>;
<дневные мечты гасли на закате, реальность подсовывала угрюмые камни, кривые
фасады, обшарпанные углы>; <человек в котелке и с тростью вышел из прошлого
века, прошел мимо нашего столика, обдал запахом плесени и во тьме аркады
исчез. Мир медленно размывало>.

Встреча с Натаном и Мухой окончательно закрепляет за западом статус
пространства другого берега Коцита. Париж и московский крематорий - две
стороны одного обола - в той же мере, как <здесь> и <там> - два берега одной
реки. Остается только одна настоящая эмиграция - эмиграция в эрос, музыку и
смерть.

                                                                       * * *

 

Hosted by uCoz